Эстетический период Викторианских украшений: разрыв с прошлым

Эстетический период в Викторианской ювелирной моде стал реакцией на предшествующие стили. Разочаровавшись в прежних декоративных тенденциях, общество стремилось к более утончённому художественному вкусу. Уильям Моррис, вдохновляясь духом Средневековья, противостоял индустриализации. В 1884 году по его примеру ремесленники основали Гильдию художественных работников, а в 1886 художники создали Общество выставок искусств и ремесел. Эти объединения популяризировали новое искусство.
Мода и независимость
В 1890-х рисунки Чарльза Дана Гибсона сформировали образ «девушки Гибсона» — самостоятельной, жизнерадостной и уверенной в себе. Гребни из панциря черепахи, украшенные камнями, дополняли причёски. Спорт (велосипед, гольф) изменил женский гардероб: длинные цепи с медальонами, часами и лорнетами освобождали руки. «Свистковые браслеты» позволяли вызывать помощь на расстоянии двух миль.
Женщины активнее участвовали в общественной жизни: в 1885 году возникла Примроузская лига, в 1886 — Женская либеральная федерация, боровшиеся за избирательные права. Студентки, спортсменки, модницы подчёркивали свою современность, иногда намеренно демонстрируя легкомыслие.
Ювелирные тенденции

Днём украшения почти не носили, считая бриллианты дурным тоном. В 1890 году Ассоциация ювелиров, опасаясь упадка спроса, обратилась к принцессе Уэльской. Та поддержала индустрию, но роскошь уместна была лишь на балах и в опере.
Международные выставки
На Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго, посвящённой 400-летию открытия Америки, главной сенсацией стало электричество. Витрины Tiffany и Gorham с цепями, кольцами, серьгами и часами восхищали лёгкостью: броши уменьшились, бриллианты вплетались в причёски, а серьги-гвоздики подчёркивали открытые уши.
Новый дизайн: протест против копирования
Молодые ювелиры отвергали тяжеловесные имитации прошлого. В моде — мягкие линии, природные формы, пастельные тона. Камни (аметисты, изумруды, опалы) гранили кабошонами. Лидер движения «Искусства и ремёсел» К.Р. Эшби использовал топазы и серебро, делая акцент на красоте, а не стоимости.
Ар-Нуво и экзотика

Во Франции Рене Лалик создавал украшения в стиле Ар-Нуво: женские профили с вьющимися волосами, цветочные мотивы, эмаль. В Англии его работы считались идеалом эстетики.
Сдержанная классика
Популярны оставались лаконичные украшения с акцентным камнем. Бриллианты, обрамлённые платиной (ставшей доступной в 1880-х), украшали тиары и браслеты. Во время Англо-бурской войны (1899–1902) поставки алмазов из Южной Африки прекратились, вернув моду на цветные камни.
Причуды и влияния
В тренде были шпильки-«кружева», броши-полоски и подвески с клеверами, звёздами, узлами и сердцами. «Брошь-медовый месяц» (пчела на полумесяце) и украшения в виде жуков, лягушек, сов смешили и очаровывали.
Экзотическое вдохновение

Сара Бернар в роли Клеопатры носила украшения с бирюзой, вызвав волну египтомании. Индийские мотивы, представленные на выставке 1886 года, привлекли асимметричной ручной работой. В 1885–1889 годах детали старинных часов XVI–XVII веков превращали в серьги и кулоны, создавая винтажный шик.
Эстетический период стал временем экспериментов, где история, природа и технология сплелись в ювелирном искусстве.

Тиары часто представляли собой ожерелья, которые можно было прикрепить к жесткому каркасу, чтобы они выполняли двойную функцию. Отдельные элементы таких ожерелий/диадем можно было снимать и носить как булавки и подвески. В 1890-х годах были очень популярны диадемы в русском стиле с остроконечными кокошниками. Булавки и броши также служили украшениями для волос, фиксируя шиньоны и локоны, а также резные гребни и заколки из черепахового и рогового дерева. Миниатюрные короны или тиары, закрепленные на маленьких гребнях и носимые над линией роста волос в центре головы, украшали более чем несколько модных викторианок.

С 1880 по 1890 год серьги были совсем небольшими: днем — одна жемчужина, вечером — бриллиантовые шпильки. Серьги-подвески вновь появились в 1890-х годах и, как правило, были созданы для того, чтобы двигаться и ловить свет, и обильно усыпаны бриллиантами. В это время появились серьги с завинчивающейся головкой, так же женщины были избавлены от необходимости прокалывать уши.

Броши были маленькими, изящными и разнообразными. Количество, безусловно, было важнее, чем единство дизайна или темы. Наибольшей популярностью пользовались сложные броши-звезды, предпочтительно с бриллиантами, но иногда и с жемчугом, лунными камнями или опалами, броши-полумесяцы, инкрустированные бриллиантами, и броши в виде солнечных лучей, украшенные бриллиантами. В моде были бабочки, стрекозы, пауки, пчелы и мухи, украшенные драгоценными камнями, а также эмалированные птицы, скрипки, якоря и стрелы. Лягушки и ящерицы с демантоидными гранатами и насекомые с крыльями-плиссе — другие стильные мотивы. Продолжали процветать новинки и спортивные броши, а также броши с планками и перьями. Любовь принца Эдуарда к скачкам привела к тому, что подкова стала талисманом удачи.

Браслеты носили в нескольких экземплярах, но вместо ремешков использовали широкие и узкие браслеты, украшенные бриллиантами, жемчугом, рубинами и сапфирами. В моде были браслеты и манжеты на пружинках и шарнирах, а также браслеты из золотых звеньев. Преобладали браслеты, состоящие из множества проволочек, увенчанных цветком, завитком или геометрическим узором, а также бархатные ленты с ажурными бриллиантами.

Колье приобрело вид бахромы, а градуированные ряды бриллиантов свисали с тонкой цепочки. Бриллиантовые ожерелья, выполненные в виде серии цветочных головок, соединенных звеньями с лиственным мотивом, и свисающие с цепочек с бриллиантами, демонстрировали новую изысканность. Невестка Виктории, Александра, задавала модные тенденции задолго до того, как стала королевой. Ожерелья в виде собачьего ошейника collier de chien во французском стиле, которые она носила, чтобы скрыть шрам, мгновенно завоевали успех в Англии и Америке. С ошейником сочетались и другие ожерелья, в том числе нити жемчуга и бриллиантовые ожерелья-ривьеры. Длинные ожерелья и чокеры оставались популярными и в следующем веке.

Броши этого периода часто выполняли функцию подвесок. Кресты и сердца были обязательными подвесками для каждой «современной» викторианской женщины. Сердечки часто покрывали эмалью красного, зеленого или синего цвета с центральной жемчужиной или бриллиантом. Медальоны были меньше, обычно круглые, с монограммой или с небольшим драгоценным камнем. Примерно в это же время появились длинные цепочки для подвешивания часов или лорнета, часто с эмалевым декором.

Около 1895 года появились самые ранние образцы викторианских колец с бриллиантами-солитерами в оправе из золота и серебра. Толчком к популярности этих колец послужили открытия алмазов и золота в Южной Африке. Кольца-кроссоверы определяли этот период. Пара бриллиантов, бриллиант и рубин или сапфир, две жемчужины, пересекающиеся в центре, с закрученными плечами по-прежнему в моде. Классовые кольца и украшения для ассоциаций стали процветающим бизнесом. Многообъемные кольца с небольшим украшением из драгоценных камней на вершине в виде сердца, короны или ленты — популярный стиль, перешедший из XVIII века.
Конец эпохи
Королевская семья продолжала оказывать влияние на моду. Ожерелья в стиле собачьего ошейника и жемчужные канаты, которые носила принцесса Уэльская, были распространены по всему миру. После смерти королевы Виктории в 1901 году Эдуард и Александра продолжили задавать стиль для следующей эры ювелирных украшений и моды.